Джеймс Энсор “Скелеты, дерущиеся за копчёную селёдку”
1 минута чтениеДжеймс Энсор “Скелеты, дерущиеся за копчёную селёдку”.
Кто такой Джеймс Энсор ?
Джеймс Энсор James Sidney Edouard baron Ensor ( 13 апреля 1860 — 19 ноября 1949 ) — бельгийский художник, график и живописец. Вы скажите, что это за бельгийское имя и фамилия. И будите правы, отец Энсора была англичанином, высокоинтеллектуальным человеком, который не сумел себя реализовать. Хотя имено отце Джеймса поддерживал художественные начинания. Отдал его учиться местным мастерам живописи и затем в специализированные заведения, где Джеймс несильно задерживался.
Ранее мы о нем говорили, в рамках обсуждения картины “Скандализированные маски”.
Энесор считается предтечи современных художественных жанров, в том числе жанра сюрреализма и фантастического рисунка.
Тема масок, была всегда актуальна для экспрессионизма (как пример, Эмиля Нольде “Маски”). Тему масок в своих работах Энсор описывает так”
Я с радостью спрятался в одиночестве, где миром правит могущественная и сверкающая маска. Маска кричит мне: Свежесть тона, яркая мимика, пышный декор, неуправляемые движения, восхитительная вибрация!».
Не стоит забывать, что родители Энсора торговали в магазине сувенирной продукции и маски были одним из товаров этого магазина. А Дания в те времена, славилась парадами, карнавалами. Поэтому очень легко было проникнуться идеями отображения каких либо художественных задумок, через использования символа маски.
В те время, когда Энсор написал свои работы, он казался художником выходящим за рамки обыденной традиции. Его работы не признавались, но шло время и творчество Энсора была признанным. Эти жутки скелеты не кажут смешными, они скорее вызывают тревогу, беспокойство… заставляют думать, что художник хочет донести. И это тревожность стала часть той эпохи, которая надвигалась на человеческий род. Когда технические достижения с одной стороны упрощали жизни, а с другой создавали все более изощренные инструменты уничтожения человека человеком. И новый мир, где уже не было место Богу, нарождал сублимированную форму новой человеческой религии, – идеологии. С новыми Богами, демонами. Это был тревожный мир потерянных людей. И Энсор увидел его за долго, до того как ..
Скелеты, дерущиеся за копчёную селёдку
фр. Squelettes se disputant un hareng-saur
год 1891
панель, масло
Размеры 16 x 21
Музей: Королевские музеи изящных искусств (Брюссель, Бельгия).