Джеймс Энсор “Скандализированные маски”
1 минута чтениеТема масок популярно в экспрессионизме, вот только мы отметили картину Эмиля Нольде “Маски”, как снова обращаемся к картине где изображены маски. Здесь можно видеть много различных трактовок, почему маска как элемент человеческой материальной культуры отображается повсеместно в картинах экспрессионистов.
«Человек меньше всего сам по себе, когда говорит от своего лица. Дайте ему маску, и он скажет вам правду» Оскар Уайльд.
Маска с одной стороны, это символьный образ моральных принципов, ограничений налагаемых обществом на человека, это как “цензура” общества по отношению к человеку дикому, истинному. Как Фрейд в своих лекциях рассуждает о том, что с временем человек находясь под гнетом воспитания, общественных моральных принципов, устоев постепенно оказывается под гнетом “цензуры” психики и будучи приличным человеком с одной стороны, вы можете быть совсем другим, человеком которого овладевают силы бессознательного. И тут мы приходим к дуализму между человеком каким он есть на самом деле и человеком таким каким его видит общество, каким нужно быть, что бы считаться приличным человеком.
С другой стороны, маска, это символический образ, который освобождает от всех принципов и как сказано выше словами Оскара Уйльда, маска делает человека истинным, тем кто он есть. Снимает ограничения, дает быть тем самым кем ты хочешь быть. Великое противоречие.
Маски символ тревожности, неоднозначности, а ведь впереди две войны. Где с одной стороны, человек любит свою родину, с другой стороны идет на неимоверные разрушения, которые выходят за рамки человеческого и скорее относиться к демоническому, к торжеству бессознательного, в самой его садисткой сути.
Кто такой Джеймс Энсор ?
Джеймс Энсор James Sidney Edouard baron Ensor ( 13 апреля 1860 — 19 ноября 1949 ) — бельгийский художник, график и живописец. Вы скажите, что это за бельгийское имя и фамилия. И будите правы, отец Энсора была англичанином, высокоинтеллектуальным человеком, который не сумел себя реализовать. Хотя имено отце Джеймса поддерживал художественные начинания. Отдал его учиться мастерам живописи и затем в специализированные заведения, где Джеймс несильно задерживался.
Считается, что картина «Скандализированные маски» (1883) обозначил переход художника от реалистических сюжетов к фантасмагории, гротеску. Именно этот стиль рисования привел художника в стан художника экспрессиониста и сделал Энсора предтече сюрреализма и фантастического рисунка в целом.
Безусловно все новое, так же как и творчество Нольде не вызвала восхищения у большинства бельгийского общества. Энсора ждал долгий путь к известности.
Считается, что в “Скандализированные маски” это отражения бытовое жизни Энсора. Где в образе пьяницы выступает отец Энсора, а в образе властной хозяйки мать. И как бы через картину художник передает элемент своей жизни. Пугающий, нерадостный… тревожный. Так же стоит сказать, что семья Энсора владела магазинов сувениров, поэтому маски были весьма бытовым элементом жизни художника, так как присутствовали на прилавках магазина.
Скандализированные маски фр. Les masques scandalisés
Холст, масло. 135 х 112.
Королевские музеи изящных искусств (Брюссель, Бельгия)
Дата создания: 1883
Техника: Масло на холсте.